Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

Византия-2

Поэтому христианская программа общественного прогресса в некотором смысле всегда выглядит одинаково: если двигаться в направлении, где ненависти в обществе будет становиться поменьше, а корысть хотя бы не будет всеобъемлющей и подавляющей, оставляя место и для любви, то уже хорошо. О полном выполнении этой программы на практике говорить не приходится, но для христианских проектов это обычное дело.

При этом существует состояние общества, когда странно было бы говорить и о начале этой программы. Конгломерат уголовных банд и территорий, с которых они кормятся, может подолгу находиться в состоянии равновесия: все ресурсы, которые банда может получить, тратятся на оружие, найм и тренировку новых бойцов и лечение раненых. Как только какая-то банда проигрывает гонку, её уничтожают. И сами боевики, и подвластное им население живут в постоянном страхе за жизнь и имущество. Любая попытка заняться благотворительностью является в таком обществе смертельно опасной растратой драгоценных ресурсов, а любой материальный достаток жителей - знаком того, что с них можно выжать ещё пару долларов. Любовь может существовать внутри семьи, где она обитает всегда, но должна прятаться и поменьше мозолить глаза окружающим.

Такой строй можно было бы назвать дьявольским, если бы он не был столь широко распространён. В некотором смысле это базовое, исходное состояние человечества. Идея о повреждении человеческой природы грехом оказывается тут весьма красочно проиллюстрированной.

Один из ответов на вопрос о том, как мы можем уйти от этого замечательного порядка, заключается в слове "империя". Обширное и мощное государство, способное подавить почти любую банду и высвободить ресурсы для чего-то ещё, кроме ежедневной борьбы за существование, оказывается естественным способом избавиться от кошмара войны всех против всех. У людей появляется время и силы на то, чтобы хотя бы начать думать о нравственных проблемах.

Логично, что историческое христианство всегда питало слабость к империям.
Tags: Византия, Русь, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment