Любое государство борется со своими врагами, отражая внешнюю агрессию и сажая бунтовщиков и сепаратистов в тюрьму, а Церковь, следуя той же традиции, эту борьбу благословляет, и это всё хорошо и правильно. Особенно это касается внешних врагов - ситуация с чужаками, пришедшими убивать твою паству, этически выглядит довольно просто.
Но, как и многое другое, государства не умеют жить очень долго, в какой-то момент почти каждое из них превращается в агонизирующий организм, часто заботящийся только о собственном выживании и плюющий на всё остальное, а бунтовщики и сепаратисты становятся создателями новых государств на его обломках. Общая схема проста, но на практике уловить момент, когда начинается агония, простому человеческому уму не под силу.
И если паства разделилась на две враждующие части, и простых способов уйти от конфликта не видно, лучшая, и довольно привычная позиция для Церкви - постараться уйти в тень и сосредоточиться на том, что у неё точно хорошо получается: помощь раненым, забота о бедствующем мирном населении, организация переговоров, призывы к примирению и скорейшему прекращению кровопролития. По сути это означает, что Церковь просто ждёт, кому достанется победа, но такая формулировка была бы слишком цинична.
Если говорить о Православной Церкви на Украине, то ситуация осложняется ещё тем, что на бунтующем Юго-Востоке православное христианство является наиболее распространённой конфессией. "Религиозная" часть конституции ДНР звучит, например, так:
Статья 9. ...Оставшаяся часть страны тоже является христианской, но картина там намного сложнее; во главе киевской власти, например, стоят сейчас баптист с католиком-униатом. С другой стороны, православных приходов достаточно много и там. Д.Е.Галковский, к слову, недавно написал любопытный текст про украинских униатов.
2. В Донецкой Народной Республике первенствующей и господствующей верой является Православная Вера ..., исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат).
Ну и, конечно, идеология нынешних киевских властей, мягко говоря, несвободна от целого букета моральных проблем.