Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

186. Гендерная блогозапись

Довольно давно я уже преподаю в НГУ, не прочитав при этом ни одной книги по педагогике. Утешаюсь тем, что для вузов это не самое главное. Долгая практика иногда может заменять теорию, и любой преподаватель является психологом-самоучкой.

Студенты редко учатся индивидуально, а каждая учебная студенческая группа является коллективом, и к ней наверняка приложимы разные интересные законы коллективной психологии (которые мне, увы, почти не известны). В частности, в группе всегда есть один или несколько лидеров, от которых критично зависит успеваемость группы в целом. Преподаватель при этом частью группы не является, находясь в положении небожителя. Факт, который мне давно уже кажется многократно проверенным: очень важно, чтобы по крайней мере один из этих лидеров был юношей. Группа, следующая за хорошо учащимся и быстро соображающим мальчиком - устойчивая и надёжная конструкция, при прочих благоприятных условиях способная дать очень неплохой в смысле общей учёбы результат.

Увы, если ярким лидером оказывается девушка, это может быть хорошо для неё самой, но на группу в целом часто оказывает удручающее воздействие. Не хочу сказать, что это является каким-то недостатком женской психики - может быть, наоборот, мужской; но тут важен конечный результат. Следование за женщиной-лидером почему-то оказывается психологически тяжёлым для основной массы. Хоть иди и требуй от деканата, чтобы группы на 1-м курсе формировались по соответствующему правилу. К слову, к женщинам-преподавателям сказанное выше прямо не относится.

Может быть, древний запрет на женское священство в Церкви есть просто отражение этого простого закона.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments