Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

105. Народное просвещение

Этот текст - примечание к посту "Борьба с мракобесием".

При всём этом я бесчисленное множество раз встречал в самых разных местах тезис о том, что "в 1917 году русский народ отказался от Бога". Вдобавок к своей туповатой плакатности, призванной заменить чрезвычайно сложную историю отношений богоборческой власти и достаточно религиозного народа (который при этом и в 1916 году не был так уж массово религиозен), с фактической точки зрения он является довольно издевательским.

Нашёл вот интересную вещь - отчёты ОГПУ о закрытии Саровского монастыря, в котором хранились мощи св. Серафима Саровского. В сентябре 1926 года состоялось заседание комиссии при ЦК ВКП(б) с участием М.И.Губельмана (Ярославского) и П.Г.Смидовича, которая решила:
"Принимая во внимание, что Саровский и Дивеевский монастыри являются тем пунктом стечения, куда собираются отовсюду черносотенные элементы, поручить ОГПУ монастыри, как таковые, ликвидировать, удалить из них весь политически вредный элемент, превратив монастыри в трудовые артели, поставив во главе последних лояльных лиц".
Решение было выполнено, мощи св. Серафима изъяты, имущество монастыря передано в управление НКВД, а в его помещениях организована детская трудовая коммуна, в 1931 году тоже ликвидированная. Интересно, что для закрытия была проведена специальная операция - ОГПУ опасалось, что монахи организуют сопротивление окрестных крестьян, поэтому пришлось дождаться конца марта 1927 года, когда распутица сделала быструю связь между сёлами невозможной, тайно заслать в монастырь две группы под видом паломников и захватить его быстро и неожиданно. К слову, всё это отчасти напоминает работу на оккупированной территории.

Добавка. После 1931 года на месте детской коммуны возник лагерь для заключённых, что тоже в чём-то символично.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments