Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

226. Церковь и гражданская война

Сильное и прочное государство - почти всегда лучше, чем его отсутствие. Это было верно во времена Римской империи и остаётся верным сейчас. Руководствуясь этой простой идеей, Церковь обычно поддерживает то государство, на территории которого существует. Даже если оно само по себе не придерживается христианских ценностей, логика вещей обычно заставляет его поддерживать нормальную жизнь населения и какой-то минимальный набор моральных норм. Вариант со всеобщим развалом и хаосом, как правило, выглядит ещё хуже.

Любое государство борется со своими врагами, отражая внешнюю агрессию и сажая бунтовщиков и сепаратистов в тюрьму, а Церковь, следуя той же традиции, эту борьбу благословляет, и это всё хорошо и правильно. Особенно это касается внешних врагов - ситуация с чужаками, пришедшими убивать твою паству, этически выглядит довольно просто.

Но, как и многое другое, государства не умеют жить очень долго, в какой-то момент почти каждое из них превращается в агонизирующий организм, часто заботящийся только о собственном выживании и плюющий на всё остальное, а бунтовщики и сепаратисты становятся создателями новых государств на его обломках. Общая схема проста, но на практике уловить момент, когда начинается агония, простому человеческому уму не под силу.

И если паства разделилась на две враждующие части, и простых способов уйти от конфликта не видно, лучшая, и довольно привычная позиция для Церкви - постараться уйти в тень и сосредоточиться на том, что у неё точно хорошо получается: помощь раненым, забота о бедствующем мирном населении, организация переговоров, призывы к примирению и скорейшему прекращению кровопролития. По сути это означает, что Церковь просто ждёт, кому достанется победа, но такая формулировка была бы слишком цинична.

Если говорить о Православной Церкви на Украине, то ситуация осложняется ещё тем, что на бунтующем Юго-Востоке православное христианство является наиболее распространённой конфессией. "Религиозная" часть конституции ДНР звучит, например, так:
Статья 9. ...
2. В Донецкой Народной Республике первенствующей и господствующей верой является Православная Вера ..., исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат).
Оставшаяся часть страны тоже является христианской, но картина там намного сложнее; во главе киевской власти, например, стоят сейчас баптист с католиком-униатом. С другой стороны, православных приходов достаточно много и там. Д.Е.Галковский, к слову, недавно написал любопытный текст про украинских униатов.

Ну и, конечно, идеология нынешних киевских властей, мягко говоря, несвободна от целого букета моральных проблем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments