Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

165. Некоторые соображения о копирайте

Ещё несколько сот лет назад издание книг требовало таких затрат, что они были достоянием узкого круга богатых людей и нескольких организаций, типа Церкви. Затем технология постепенно развивалась, процесс становился всё более дешёвым, и последние два века стали временем бурного расцвета книжной культуры. Утратить всё это было бы по крайней мере жалко.

Этот расцвет опирался на надёжный механизм оплаты творчества - книга представляла собой материальный объект, и его продажа давала создателю средства к существованию. Увы, сегодня технологический прогресс подошёл к своему финалу, стоимость копирования текстов приблизилась к нулю, а они сами практически утратили материальность.

Следствие этого факта хорошо известно из дискуссий о копирайте - бесплатное копирование книг лишает их создателей дохода, что убивает сам процесс нормального творчества. Некоторая борьба против этого имеет место, но на данный момент её позиции столь слабы, а резервы для противодействия настолько велики, что уход в прошлое самого понятий копирайта кажется неизбежным, как исчезновение снега весной.

Некоторым выходом мог бы стать такой механизм: из подоходного налога всех граждан, к примеру, России, некоторая небольшая сумма идёт специально на оплату создания художественной литературы. В конце каждого года любой налогоплательщик сможет заполнить бланк, в котором укажет некоторый список книг, достойных, по его мнению, гос. поддержки. Число книг может быть ограничено, и он может указать проценты от своего взноса для каждой книги - вариантов довольно много. После сбора бланков деньги из фонда делятся между авторами согласно поданным голосам. Если кто-то не заполняет декларацию, его голос не учитывается - считается, что он согласился со взглядами тех, кто счёл нужным их выразить. Те же сетевые технологии, обратившие стоимость книг в ноль, дают возможность организовать это без особых затрат.

Авторы книг, со своей стороны, выкладывают свои сочинения в сеть сразу после создания, и следят лишь за тем, чтобы их не копировали под чужим именем или вовсе без имени, это как раз несложно сделать. Если число налогоплательщиков равно 100 миллионам и каждый из них отдаст по 10 рублей в год, мы получим фонд в 1 миллиард, из которого можно выплатить по одному миллиону тысяче авторов - это не так уж мало. Напомним, что сейчас из цены купленной в магазине книги автору достаётся 5-10%, остальное идёт на прокорм весьма обширной торгово-издательской корпорации.

Заметим, что такой механизм существует и сейчас - часть денег из бюджета идёт в министерство культуры, в котором не очень знакомые лично мне дяди делят их и финансируют, например, развитие балета. Не скажу, что я большой противник балета, но механизм выше был бы куда прозрачнее. Кроме прочего, он мог бы отчасти снять проблему низкопробной массовой культуры - человек может как пирожки поглощать малокачественные детективы, но свой голос отдать за книгу, которая его чем-то поразила или затронула. Авторам же детективов останется доход от рекламы на страницах их сочинений.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments