Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

145. Методологический атеизм

Под катом можно найти небольшую научно-богословскую заметку, предназначенный для никуда не спешащего читателя, а ещё лучше собеседника. Если один из них укажет мне ссылку на литературу по близкой теме, я буду признателен.

==================================================
Один из основных постулатов христианства (по крайней мере) - постоянное присутствие воли Бога в мире, и его вмешательство в ход вещей.

При этом хорошо известно, что ряд процессов в мире строго детерминирован: если мы бросаем камень с высоты h, то он упадёт на землю через время t такое, что gtt/2=h. Данное утверждение, правда, выполняется лишь с определённой точностью, но эта точность может быть предсказана заранее. Очевидно, это означает, что Бог никак не вмешивается в процесс падения камня, если только мы не хотим свести понятие вмешательства к профанации в виде какой-нибудь логической тавтологии. Безусловно, мы всегда можем ожидать чуда, но наблюдения показывают, что оно в данном случае происходит слишком редко.

Иными словами, если Бог и вмешивается в дела мира, это может происходить лишь там, где процесс не является наблюдаемо детерминированным. На самом деле, таких процессов очень много - к ним можно отнести все явления, сложность которых слишком велика для их точного моделирования. Есть хорошо известные квантовые эффекты, но сейчас я хочу поговорить про те явления, которые считаются строго детерминированными.

Хороший пример - тепловое движение молекул в килограммовом куске металла. Современные физические концепции говорят, что движение всей совокупности молекул подчиняется определённым законам, и, теоретически, зная их начальные положения и скорости, мы можем точно смоделировать их положение через время t. На практике же реализовать этот принцип невозможно и из-за огромного объёма вычислений, и из-за проблематичности вычисления точного начального положения каждой молекулы. То есть принцип детерминированности, даже если мы его принимаем, остаётся здесь некоторой абстракцией, не имеющей прямого отношения к реальности. При этом брусок на макроуровне подчиняется законам ньютоновской механики, которые, напротив, с успехом могут быть использованы для предсказания его макроповедения.

Тем самым вопрос о детерминированности теплового движения всей совокупности молекул можно отчасти рассматривать как вопрос веры: кто-то может считать это несомненным, а кто-то полагать, что Бог может поменять движение некоторых молекул - проверить это на практике чрезвычайно сложно. Иными словами, очень сложные процессы могут, в принципе, быть теми воротами, через которые воля Бога приходит в мир (разумеется, мы не можем твёрдо знать, происходит ли это на самом деле).

Впрочем, коррекция теплового движения молекул не слишком интересна, так как её результаты скорее всего окажутся незначительными. Намного более важный пример - действие человеческого сознания. Даже если мы примем идею о том, что поведение человека полность определяется физико-химическими процессами в его организме, в первую очередь в мозге, а те подчиняются строгим законам, позволяющим предсказывать их, на практике всё это остаётся чисто умозрительными рассуждениями, которые не могут быть проверены экспериментом. В отличие от теплового движения молекул в куске металла, вмешательство Бога в работу сознания, очевидно, является чрезвычайно мощным инструментом влияния на мир вообще, и тем более на самого человека.

Хорошую иллюстрацию этого можно найти в Ветхом Завете, в истории об исходе евреев из Египта, во время которого Бог "ожесточил сердце фараона", не дав ему сделать правильный выбор (Исход, главы 7-12).

Иными словами, когда мы говорим "да будет воля Твоя", не следует искать в этом опровержения современной физики - одно противоречит другому в первую очередь на чисто философском уровне.

С другой стороны, факт детерминированности многих процессов говорит, что их поиск можно и нужно продолжать. Ясно, что идея подчинённости всех процессов в мире чистой воле Бога является в этом смысле тупиковой - считая так, очень трудно сознательно и целенаправленно заниматься поиском закономерностией. Следовательно, базой научного поиска с необходимостью должен быть методологический атеизм: нам полезно предполагать, что всё в мире детерминированно, и в результате находить то, что детерминированно на самом деле. То, что в результате такими оказываются далеко не все наблюдаемые процессы, является доводом в защиту нашей веры.
==================================================

Некоторый дополнительный комментарий: вопрос о правильном толковании истории с фараоном и исходом евреев из Египта не вполне тривиален. В тексте Ветхого Завета присутствуют два типа формулировок: "сердце фараоново ожесточилось" (очень часто) и "Господь ожесточил сердце фараона" (редко, буквально в нескольких местах). Преподобный Ефрем Сирин в своих комментариях к книге Исхода, например, довольно прямо говорит, что правильной является первая формулировка:
Не сказал Бог: "Я ожесточил сердце фараоново", но говорит: "Ожесточися сердце фараоне, и не хочет отпустити людий".
Суть проблемы в том, что не вполне понятно, насколько сильно Бог может вмешиваться в сознание человека, сохраняя при этом его свободную волю. При этом "ожесточение сердца" привело в итоге к многочисленным страданиям египтян, включая гибель младенцев. Но, может быть, речь идёт о том, что фараон сам сделал свой выбор, а Бог просто не стал вмешиваться в ход вещей, предоставив египтянам пожинать последствия этого выбора.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments