Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

87. Про пустоту

Этот текст - примечание к посту "Жидо-масонский заговор".

Напишу вот хорошее про евреев. Ну, может, и не совсем хорошее, но с симпатией.

Острота многих рассматриваемых в этом журнале вопросов связана, быть может, и с тем, что иудаизм, вырастив из себя христианство, сохранил некие ключи к христианской цивилизации, и евреи, сознательно или нет, этими ключами иногда пользуются. Результаты часто оказываются плачевными, а иногда и трагическими.

Их строго автономное существование в замкнутых общинах могло бы решить массу проблем, но в реальности такой автономии почти нигде не было. К израильскому проекту я, к слову, отношусь с симпатией и уважением. Но если до XIX века некоторая автономность и существовала, то затем начала быстро разрушаться, и массы людей из переполненных общин хлынули в христианский и пост-христианский мир. Итоги этого можно оценивать по-разному. Напомним, что немцы после долгого периода вполне мирной совместной жизни начали убивать всех евреев, до которых могли добраться, и убили половину из них, по некоторым данным.

Придя в тот мир в культурном смысле нагими, они начали быстро осваивать его - В.В.Розанов в начале XX века описывал это так:
"Еврей сам не только бесталанен, но – ужасающе бесталанен: но взамен всех талантов имеет один большой хобот, маслянистый, приятный; сосать душу и дар из каждого своего соседа, из страны, города. Пустой – он пересасывает из себя полноту всего. Без воображения, без мифов, без политической истории, без всякого чувства природы, без космогонии в себе, в сущности – безъяичный, он присасывается "пустым мешком себя" к вашему бытию, восторгается им, ласкается к нему, искренне и чистосердечно восхищён "удивительными сокровищами в вас", которых сам действительно не имеет: и начиная всему этому "имитировать", всё это "подделывать", всему этому "подражать" – всё воплощает "пустым мешком в себе", своею космогоническою безъяичностью, и медленно и постоянно заменяет ваше добро пустыми пузырями, вашу поэзию – поддельной поэзией, вашу философию – философической риторикой и подлостью."
Д.Е.Галковский в "Бесконечном тупике" говорил, что описание верное, мне так кажется, что не очень, сейчас это уже хорошо видно. Это вообще частая ошибка у авторов, пишущих про евреев - народ быстро меняется, и попытки в каких-то временных особенностях увидеть его вечные черты не всегда бывают удачными.

Быстрое впитывание чужой культуры когда-то должно было завершиться, и привести к некоторому итогу. Мне что-то нравится думать, что творчество братьев Стругацких, особенно книги из серии "мира Полдня", с их наивной и светлой верой в человека, могли бы служить некоторым указанием на этот итог. Иллюзии быстро рассеялись, и Б.Стругацкий, переживший своего брата, от них постоянно отрекается, но их появление ведь само по себе интересно.

==================================================

Цитата В.В.Розанова взята из Примечания 96, из "Бесконечного тупика". Тексты самого В.В. что-то с трудом ищутся в сети.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments