Pavel Alaev (alaev) wrote,
Pavel Alaev
alaev

45. Советская духовность

Этот текст - примечание к посту Советский союз и евреи.

Если мы отвлечёмся от чисто религиозных тем, и зададимся вопросом, был ли социальный опыт христианской цивилизации однозначно успешным и положительным, ответ на него не будет очевидным. Грубо говоря, никакого абсолютного способа получения идеального человека и идеального общества этот опыт не дал. Но он дал ясное понимание того, что духовный рост - очень сложный и деликатный процесс, и личные усилия самого человека - одна из основ, без которой он в принципе невозможен. Мы должны предоставить человеку духовную свободу, а затем ждать и надеяться, что он выберет правильный путь. Способ может показаться не слишком надёжным, но, возможно, других не существует. Христианство видит в этом выборе и некоторую мистическую сторону, но этот вопрос мы не будем сейчас обсуждать.

Если же мы почитаем какой-нибудь "Шулхан Арух", а затем попробуем как можно короче выразить, в чём он больше всего расходится с христианской традицией, то возможным ответом будет такой: его писали люди, которым некогда было ждать, когда сам человек что-то там выберет. Всё, от запрета на самоубийство до правил пользования туалетной бумагой, собрано там в виде бесчисленных заповедей, и праведником нужно становиться, просто запоминая и аккуратно выполняя их.

На практике, очевидно, контроль за выполнением правил возлагается в первую очередь на общину и её религиозных лидеров. Это означает, что суд над человеком вершит некий "коллектив", более или менее обширный.

К какой из этих основ сильнее тяготело советское духовное воспитание, вряд ли можно однозначно определить - оно не составляло единого и цельного явления. Но следы влияния вторых, иудаистских образцов иногда просто бросаются в глаза. Людям вообще трудно придумать что-то по-настоящему новое. Возможно, самыми яркими примерами были некоторые комсомольские, партийные и т.п. собрания, с их сбиванием массы людей в единое целое и "проработкой", т.е. публичным унижением тех, кто в неё по каким-то причинам не входил.

Видимо, и пресловутая "общинность", в позднесоветское время иногда рассматриваемая чуть ли не как базис русского сознания, к собственно русским традициям особого отношения не имела, а была чисто литературно-идеологическим фантомом, порождённым смесью этих иудаистских традиций и обычных привычек совместной деревенской жизни русского крестьянства. Девяностые годы, вообще открывшие нам много разных истин, с очевидностью показали, что русские являются одним из самых индивидуалистичных и разобщённых народов на пространстве исторической России, а образцовую общинность демонстрируют совсем другие этносы.

И напоследок укажем ещё один характерный пример. В хрущёвский период, как известно, Партией было провозглашено скорое построение коммунизма в Советском Союзе. Осмысленность и реалистичность этого лозунга - вопрос очень любопытный, но нас сейчас не интересующий. Важно, что некоторые практические шаги в этом направлении были сделаны (или почти сделаны) уже тогда. Их общая идея была очень проста - доля бесплатных услуг в обществе должна постепенно расти, и в конце концов стать преобладающей. Планировалось, например, сделать бесплатным хлеб в столовых, а в автобусах в то время стали устанавливать билетные аппараты, в которые человек сам кидал мелочь, а потом выкручивал себе нужное число билетов.

Предполагалось, что от скармливания хлеба свиньям и бросания в аппараты пуговиц советских людей будет удерживать некая "сознательность" (на практике, впрочем, эту задачу приходилось решать всё той же общине). Из этой затеи мало что вышло, но интересно, что христианские общества никогда и не пытались за неё браться - необходимая для неё массовая праведность, пусть и мелкого масштаба, требует существенно иных духовных оснований.

==================================================

Сокращённый вариант "Шулхан Аруха", который называется "Кицур Шулхан Арух", можно почитать здесь. Там же отмечено, что текст немного подцензурирован.

Примечания к этому посту:
Советская духовность II
О западной любви к словам
Владимир Буковский
Единство рядов
Слово о Законе и Благодати
О светлом будущем
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments